О блоге

Помните свое ощущение из детства, когда качаешься на качелях? Если один - мечтаешь или философствуешь, а если с друзьями, то начинаешь обсуждать вселенские проблемы, вроде "Почему у у кошки хвост колечком не завивается?" или "Глобальное потепление - что несет оно человечеству?" А если раскачаться посильнее? У-ух!
Среди приемов ведения дискуссии тоже есть один, который условно называется "Качели". Ведущий начинает "раскачивать" аудиторию, предлагая различные точки зрения на один и тот же вопрос. Как вы понимаете, чаще всего это полярные суждения по поводу одной проблемы. Прием позволяет, на мой взгляд, определить диапазон проблемы, определить возможные риски в ее решении.
Свой блог я задумала как своего рода дискуссионный клуб. Я приглашаю стать его читателями всех, в ком живет дух противоречия. Методисты здесь смогут найти материалы для семинаров - ничто так не включает аудиторию в диалог, как предложенные полярные суждения. Классные руководители - материалы для классных часов. Все желающие - вопросы, на которые, возможно, стоит поискать ответ.
До встречи на "Качелях"!
Ольга Глушкова

пятница, 25 июня 2010 г.

Еще раз о портфолио

Тема портфолио сегодня актуальна. На сайте "Открытый класс" завершился круглый стол, в рамках которого рассматривались различные аспекты данной проблемы. Кому интересно, можно посмотреть здесь А я предлагаю вам познакомиться с моими рамышлениями по поводу учительского портфолио в форме эссе "Разговор двух ангелов о портфолио" (ниже дублирую для тех, кто по каким-то причинам не смог зайти на сайт). По названию можно догадаться, что у них идет дискуссия...

В основе Диалога лежат цитаты из эссе участников семинара, а также реплики из отзывов. Возможно, некоторые мысли, вырванные, выхваченные из общего контекста могут «претерпеть изменения», но это тоже одна из издержек сетевой формы общения – «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»… К этому нужно быть готовым, когда мы говорим портфолио.

Действующие лица
Ангел (ту все ясно)
Дух сомнения (он же Падший ангел)


Падший ангел: Куда спешишь?

Ангел: В ОК очередной семинар, иду помогать.

Падший ангел: Благими намерениями… Впрочем, как всегда, составлю тебе компанию. Чем займемся на этот раз?

Ангел: Будем разбираться с Портфолио учителя.

Падший ангел: Наслышан. «И вечный бой, покой нам только снится!» Отдохните! В информатизации образовательного процесса проблема экономии времени выходит на первый план! Ищут себе приключений, а потом жалуются, что времени не хватает, что требований к учителю все больше и больше, а уважения и - прости за прозу жизни - денег все меньше и меньше.

Ангел: Ты не прав, портфолио как раз позволяет решить многие из названных тобой проблем. Например, портфолио - очень удобная форма хранения информации, которую можно в любое время востребовать, распечатать, предъявить ,т.е. время, затраченное на составление портфолио окупается затем сокращением времени на поиск нужной информации. А вот как из "бепорядочной свалки разработок учителя" сделать конфетку — вот задачка, которую стоит порешать, чем и займемся на семинаре. С помощью грамотно составленного портфолио учитель сможет влиять на свою зарплату, участвовать и побеждать в конкурсах, а это тоже дополнительные финансы, «вес» в обществе.

Падший ангел: Ага, «респект и уважуха». Но опять победят те, кто лучше свои документы подготовит, а не тот, кто работает и - на бал поедут другие.

Ангел: Позволь с тобой не согласиться. Убежден, что если человек хорошо работает, то ему по силам и по плечу достойно представить результаты своего труда. А потом помимо внешних задач, портфолио во многом нацелен на решение внутренних. Портфолио служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин.

Падший ангел: Правильно, без бумажки ты букашка. Но разве талантливые личности, как правило, не являются самыми скромными людьми, которые работали, работают и, уверен, будут работать не за то, чтобы о них узнали и оценили коллеги, а за благодарные отзывы и высказывания своих учеников по истечении ряда лет? Готов ли учитель «якать»? К тому же , если речь идет о саморазвитии, тогда зачем электронный вариант?

Ангел: Понимаешь, повышение прозрачности и публичности всей системы образования, обуславливает необходимость внедрения новых форм предъявления результативности педагогического труда профессиональному сообществу и гражданам. Одной из таких форм и является портфолио.

Падший ангел: «А судьи кто?» Ты уверен, что «кухарка» (надеюсь, ты помнишь, откуда этот персонаж и метафорой чего он является) сможет разобраться во всех этих тонкостях и по достоинству оценить портфолио.

Ангел: Ну , может, и не все смогут, но коллеги оценят точно, и не только оценят, вам могут что-то подсказать, порекомендовать, что поправить. Это бесценное преимущество электронного сетевого открытого портфолио.

Падший ангел: Я бы сказал, одни из главных недостатков: многие ли готовы услышать о себе далеко не лестно мнение и спуститься с воздвигнутого пьедестала, в основании которого то самое портфолио? Тем более, что у нас даже конструктивная критика воспринимается как покушение на нашу статусность. Представляешь, сколько будет нервных срывов? У нас ведь как в анекдоте…

Ангел: Расскажи.

Падший ангел: Слушай:
- Вань, мы душевно богатые?
- Нет, Мань, мы духовно богатые, а душевно – больные.
К тому же, кто отвечает за сохранность электронного портфолио? Это не праздный вопрос. Достаточно часто происходит, что материалы вдруг с сайта исчезают. Что тогда? Очередной нервный срыв или инфаркт? Я начинаю серьезно беспокоиться за здоровье учителей. И еще, ты уверен ,что не возникнет соблазн, как бы это помягче, выдать желаемое за действительное?


Ангел: Возможно, ты прав, портфолио - это косметичка, которая некоторым образом приукрашивает человека.

Падший ангел: Я бы сказал, изменяет, порой - до неузнаваемости. Ты помнишь анекдот о том, как муж утром жену не узнал, когда та не накрасилась? Видел я некоторые - сплошные showcase- ярмарки тщеславия и рапорты виртуальному начальству по случаю.

Ангел: Но ведь есть интересные учительские сайты и блоги, без вывески «e-портфолио», но с настоящей, а не липовой «рефлексивностью». Спасибо таким людям, которые помогают другим, в том числе и созданным портфолио!

Падший ангел:
Исключения, как ты знаешь, только подтверждают правило. Давай статистику. А потом, конечно спасибо таким людям, но как в рекламе – «А деньги?». Из «спасибо» шубу не сошьешь. Опубликовал свои материалы в Инете – и тю-тю, теперь они не твои, они – общие, как в колхозе – «все вокруг ничейное, все вокруг мое». И уже кто-то другой, более шустрый и предприимчивый «пустит их в дело», а потом ты найдешь их в журнале, но… не ищи там своей фамилии и даже ссылки на эти материалы.

Ангел: Ну, здесь мы с тобой будем спорить об элементарной порядочности, а не о портфолио. А пока людям это интересно.

Падший ангел:
Ага, это им ПОКА интересно, а когда это будет обязанностью, посмотрю, как запоют. «Многие знания умножают скорбь» (тяжело вздыхает) – по себе знаю.

Ангел: Но ведь согласись, мы ведь с тобой в ИТОГЕ, когда они попадают к нам, тоже ориентируемся на их портфолио, которое они собирают годами.

Падший ангел: Да, у нас с этим строго – ничего не теряется и не пропадает, это вам не Всемирная паутина, нажал не ту кнопочку – и файла как не бывало… Пойдем скорее, скоро семинар начнется, а я еще не все работы прочитал.

Удаляются, насвистывая: «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…»

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга!С большим интересом хотела познакомиться с размышлениями о портфолио, но, увы, в доступе отказано. Может быть вы пересмотрите "политику конфиденциальности". Тема портфолио хоть и не нова, но она становиться особенно актуальной в межаттестационный период педагога. Очень хотелось бы узнать ваше мнение и почитать эссе "Разговор двух ангелов о портфолио".
    Как вариант - создать в блоге страничку и разместить на ней эссе.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Викторовна, спасибо,что сказали о ссылках - я совсем забыла, что в ОК без регистрации не пустят. Сейчас отредактируем

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ольга! Я зарегистрированный участник ОК, эксперт конкурса Портфолио профессионального развития, однако к эссе "Разговор .." мне Доступ запрещен. Попробуйте изменить ссылку или политику конфиденциальности.

    ОтветитьУдалить